"Chip-tuning"
- что это такое.
Chip-tuning -
реальный способ повысить мощность двигателя и улучшить динамику
автомобиля.
"Tuning"
в переводе с английского означает "настройка", "регулировка". Одно из наиболее
привлекательных направлений доводки автомобильного двигателя - chip-tuning. Его
особенность в том, что изменение характеристик мотора
|см. Chip tuning. Диаграммы изменений характеристик двигателя|
(мощности, крутящего
момента, расхода топлива) достигается без каких-либо механических переделок
двигателя - расточки цилиндров, увеличения хода поршня и т.д. Правда, это
возможно только, если автомобиль оснащен электронным блоком управления
двигателем (ECU - Engine Control Unit), который, собственно, и подвергается
доработке. ECU -
это своего рода автомобильный компьютер. Он руководит работой мотора, то есть
формирует управляющие сигналы для исполнительных устройств системы впрыска
топлива, зажигания и турбонаддува, числа оборотов и положения коленчатого вала
двигателя, расхода воздуха и т.д. ,согласно информации, получаемой от датчиков.
В таком компьютере находится один очень важный элемент - чип (chip) - микросхема
памяти, в которую заложена программа управления двигателем.
Силовой
агрегат каждой марки и модели современного автомобиля работает по собственной
программе. Корректируя ее, можно изменять некоторые параметры работы систем
двигателя - подавать в цилиндры больше или меньше топлива, устанавливать другой
угол опережения зажигания, изменять режим работы систем, контролирующих
токсичность выхлопных газов. В программе управления турбированными двигателями
изменяются момент включения турбонаддува и максимальное давление наддува,
высвобождаются скрытые резервы мотора, которые были "зажаты" на этапе создания
автомобиля. Система
управления современными дизельными моторами с турбонаддувом по сложности не
уступает системам управления бензиновыми двигателями. Поэтому, chip-tuning
возможен и для автомобилей с дизельным двигателем. Chip-tuning
можно проводить двумя способами. При первом - демонтируют стандартный чип,
перепрограммируют его и возвращают на место; при втором - вместо снятой
микросхемы устанавливают новую, с абсолютно другой программой. Основное
преимущество chip-tuning - он значительно дешевле (200-500 у. е.), чем внесение
изменений в конструкцию двигателя - расточка цилиндров, замена деталей
цилиндро-поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма. Еще одно
преимущество такого тюнинга - выигрыш во времени. На эту операцию затрачивается
от нескольких часов до двух дней, в то время как на модернизацию двигателя
(форсирование) понадобится не одна неделя.
Chip tuning. За и против.
Ресурс
двигателя, подвергнутого chip-tuning - главный вопрос, который беспокоит
владельцев авто. Одни утверждают, что увеличение мощности таким способом ведет к
росту нагрузок на детали поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма и,
соответственно, к более интенсивному их износу. Другие настаивают на том, что
при большем крутящем моменте передачи переключаются на более низких оборотах,
когда поршни и другие детали испытывают меньшую нагрузку и совершают меньше
движений, поэтому изнашиваются не так быстро. На практике моторесурс во многом
зависит и от стиля вождения. Если за рулем гонщик, естественно, речи о большом
ресурсе быть не может. Другое дело, если водитель авто ни за кем не гоняется.
Ресурс двигателя в этом случае вряд ли будет отличаться от
стандартного. Мы можем
предложить Вам несколько вариантов тюнингованных программ, и Вы выберете для
себя наиболее подходящую. Что
касается эффективности chip-tuning на разных типах двигателей - судите сами:
мощность бензинового атмосферного двигателя можно увеличить на 8-12%,
турбированного - на 20-25%. В случае с турбированными дизельными моторами, их
мощность удается повысить на 25-30%, а крутящий момент - на
20-25%. Стоит
отметить, что увеличение мощности не всегда в полной мере отражает реальный
результат. Как правило, максимальную мощность двигатель выдает на оборотах,
близких к максимуму. Но вряд ли кто-то постоянно ездит на оборотах близких к
6000. Прибавка крутящего момента в большой степени отражает реальный результат
тюнинга. Именно при его увеличении, особенно в зоне малых оборотов, двигатель
становится более приемистым, т.е. способным быстрее разгонять автомобиль.
Chip-tuning как раз и обеспечивает увеличение крутящего момента и смещение его
максимальной величины в сторону низких оборотов. У нас есть возможность
устанавливать в автомобиль систему выбора программы работы мотора. Ее
особенность в том, что водитель может самостоятельно менять "характер"
двигателя. Есть желание "погоняться" - переключил ECU в спортивный режим.
Хочется спокойной, экономичной езды - включил режим "эконом" или
"стандарт". У некоторых может возникнуть вполне справедливый вопрос: что дает chip-tuning обычному водителю, который не "болен" спортивным азартом и высокими скоростями? Попытаемся ответить. Во-первых, более высокие тягово-скоростные характеристики облегчают процесс управления автомобилем в городе. Во-вторых, на трассе с интенсивным движением появляется больше возможностей совершать резкие ускорения при обгонах. В-третьих, легче двигаться при полной загрузке автомобиля. Кроме того, после нескольких лет эксплуатации некоторые авто владельцы начинают жаловаться на недостаток мощности "родного" мотора - эффект привыкания. Во всех этих случаях chip-tuning - это реальный шанс изменить характер машины. |