ЧИП ТЮНИГ автомобилей 
Часть 1. Введение
ЧИП-ТЮНИНГ - Это процедура изменения
параметров работы двигателя (в основном с целью увеличения мощности и крутящего
момента) путем изменения программы блока управления двигателем.
Блок управления двигателем представляет собой
микрокомпьютер, который обрабатывая сигналы со всевозможных датчиков и других
электронных блоков, формирует команды управления на исполнительные устройства.
В простейшем случае используются сигналы с расходомера воздуха, датчиков детонации,
температуры и датчиков
положения коленвала и распредвала. Полученные значения обрабатываются по
программе, хранящейся в блоке, и затем блоком управления формируются команды на
управление зажиганием и открытием форсунок. В более сложном случае блок
управления двигателем может контролировать вентилятор охлаждения радиатора,
управлять зарядкой аккумулятора и учитывать массу дополнительных параметров,
получаемых от другого оборудования. Таким оборудованием может быть
иммобилайзер, кондиционер, коробка переключения передач и т.п. Пока блок управления
не получит разрешающего
сигнала от иммобилайзера, он не позволит завести двигатель, а при нескольких
неудачных попытках его завода может вообще заблокировать его на длительное
время. При получении сигнала о включении кондиционера, говорящем о повышении
нагрузки, блок управления заранее добавит двигателю топлива, чтобы не допустить
падения оборотов и т.д. Именно комплектацией машины определяется совместимость
программ, которые используются на одинаковых автомобилях, с одинаковыми
двигателями и блоками управления.
Что же представляет собой
программа для блока управления двигателем? Это такая же программа, как и все
используемые в компьютерах. В подавляющем большинстве случаев хранится она в
микросхеме ПЗУ (постоянное запоминающее устройство). Реже бывает (в основном на
японских блоках управления), когда она записывается непосредственно в процессор.
Программа содержит области собственно программы и одну или несколько областей
калибровок. Именно в этих областях и задается режим работы двигателя в
зависимости от значений сигналов датчиков и внешних условий. В различных
программах области калибровок могут быть организованы различным образом и
представлять собой как двухмерные, так и многомерные таблицы значений.
Рис.1 Область калибровок зажигания автомобиля BMW.
Типичный пример многомерной таблицы. |   |
Рис.2 Область калибровок зажигания автомобиля OPEL
OMEGA-B. Пример трехмерной таблицы. |
Как видно из рисунков, области калибровок имеют в
программах сходный внешний вид, но в случае с автомобилем BMW
в области калибровок имеются данные
для разных режимов работы двигателя, а у автомобиля OPEL
задано только базовое зажигание.
Изменение параметра в зависимости от режима работы двигателя рассчитывается
программой блока управления.
Каким образом можно менять программу блока управления?
Собственно сама программа не меняется. Меняются только области калибровок.
Для этого необходимо снять блок управления,
найти и извлечь из него микросхему памяти, считать ее содержимое, и, в
зависимости от типа микросхемы, либо перезаписать ее, либо записать измененную
программу в новую микросхему. После этого микросхему устанавливают на место и
возвращают блок в машину. Достаточно просто, если есть некоторый навык, знания
и необходимая справочная информация.
Содержание разделов сайта «Чип тюнинг»
|